Дотации государства

Содержание
  1. Дотации, субсидии, субвенции 2020: в чем разница и отличия, цели получения
  2. Описание терминов и основания для назначения
  3. Субсидия
  4. Субвенция
  5. Дотация
  6. Трансферты
  7. Разбираемся в разнице понятий
  8. Есть ли что-то общее?
  9. Как оформить и получить выплаты
  10. Субсидирование
  11. Субвенцию
  12. Дотации
  13. Трансферт
  14. Нюансы, которые следует учитывать в 2020 году
  15. Для жителей Крыма
  16. Детям войны
  17. Дотация – что это такое простыми словами
  18. Дотации для предприятий
  19. Дотации для населения
  20. Дотационные регионы в России и их рейтинг
  21. Определение
  22. Официальные показатели
  23. По годам
  24. По регионам
  25. Динамика
  26. Прогноз
  27. Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии
  28. Дотации
  29. Круг субъектов-получателей дотаций
  30. Субсидии
  31. Круг субъектов – получателей субсидий
  32. Субсидии юридическим лицам
  33. Выводы
  34. Дотации — что это и кому положены
  35. 1. Что такое дотация простыми словами
  36. 2. Особенности дотационных выплат
  37. 3. Для производителей
  38. 4. Межбюджетный выравнивающий трансферт
  39. 5. Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов
  40. 6. Дотации гражданам
  41. 7. Как можно получить помощь

Дотации, субсидии, субвенции 2020: в чем разница и отличия, цели получения

Дотации государства

Прямая обязанность государства заключается в поддержке своих граждан, будь то адресная помощь отдельным категориям населения, организациям или субъектам. В зависимости от направления госпомощи будут отличаться и ее виды.

Описание терминов и основания для назначения

Государство каждый год выделяет бюджетные средства в качестве инструмента социальной поддержки. Но реализуются они под разными названиями и условиями.

Субсидия

Говоря общими словами, субсидирование – это финансовая поддержка конкретного человека, входящего в определенную законом категорию льготников, или юридического лица.

Материальная помощь выделяется солидарно из двух бюджетов:

  • федеральный;
  • региональный.

К основным характеристикам субсидии относят следующие параметры:

  • безвозмедность;
  • долевое финансирование;
  • целевое назначение;
  • ограниченные сроки действия.

Чтобы получить финансовую помощь, человек должен являться:

  • социально незащищенным;
  • малоимущим.

К субсидированному лицу выдвигается ряд требований:

  • наличие подтверждений своего статуса;
  • российское гражданство;
  • постоянное место регистрации;
  • официальное проживание в России.

Стандартно в льготную категорию попадают:

  • пары с тремя и более детьми;
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • участники боевых действий;
  • молодые семьи.

Организация может получать субсидии на реализацию важного и социально значимого проекта.

Субвенция

Под субвенцией принято понимать выплаты, сделанные по нисходящей ветке бюджетов, с высокая срочностью и целевым назначением.

Денежная помощь имеет безвозмездный характер. Но в случае обнаружения факта расходования денег не по назначению бюджет будет обязан вернуть всю сумму.

Наличие оснований под выплату субвенции власти на местах должны отразить в заявлении, направленном в правительство. Предварительно тщательно анализируется финансовое состояние региона, перечень затрат и будущие расходы. Эти выкладки и составят базу для рассмотрения прошения.

Субвенция может быть выплачена в следующих видах:

  • полностью по всем представленным заявителям пунктам;
  • частично по некоторым пунктам.

В расчетный период выделенные деньги должны быть освоены на 100%. Если этого не произошло, то остаток возвращается в федеральный бюджет.

Наличие большого остатка свидетельствует о небрежно проведенных расчетах и в 90% случаев приводит к назначению штрафных санкций.

Дотация

Дотации выделяются в качестве безвозмездной помощи. Они не требуют:

  • целевого освоения;
  • отчетов перед государством.

Можно сказать, что государственные структуры никак не контролируют направленные средства.

Дотация представляется на основе предъявленных доказательств нуждаемости от:

  • бюджета нижнего уровня;
  • организаций (с помощью полученных денег они покрывают производственные издержки);
  • граждан.

В последнем случае население может покрыть полученными средствами убытки, полученные в результате:

  • войны;
  • природных катаклизмов;
  • бедствий другого рода.

Дотация может покрыть убытки на 100% или частично.

Это зависит от причины нанесения урона и количества пострадавших.

Трансферты

Под трансфертом принято понимать денежные переводы, осуществляемые федеральным бюджетом в регионы в рамках финансовой поддержки или помощи разных видов.

Необходимость этой меры обусловлена следующими причинами:

  • концентрация всех доходов в одном месте;
  • неравномерное экономическое развитие субъектов;
  • различия в затратах на региональном уровне.

Трансферты включают в себя субсидии, дотации и субвенции.

Все нюансы их предоставления регулируются Бюджетным кодексом РФ.

Разбираемся в разнице понятий

Разница между приведенными терминами велика. Наиболее разнятся дотация и субвенция/субсидия – первые выплаты не имеют никакой связи с целевым расходованием. В основном они выделяются для уравнивания разницы между развитием муниципальных образований. Для расчетов необходимой суммы существуют специально разработанные формулы.

Основные различия между субсидией и субвенцией заключаются в направлении денежного потока и получателях.

Если разбирать более предметно, то нужно сказать следующее – субвенция не может быть направлена частным лицам в качестве материальной поддержки. В отличие от субсидии она уходит только в бюджет на покрытие предварительно обозначенных расходов.

Наиболее широкий перечень получателей у субсидии. Она одинаково часто выделяется:

  • отдельным гражданам;
  • семьям;
  • компаниям.

Также нужно отметить, что субсидии имеют самый длинный список условий предоставления в отличие от субвенций и дотаций.

Есть ли что-то общее?

Подробный сравнительный анализ межбюджетных трансфертов поможет выявить сходства между всеми перечисленными видами госпомощи. Все начисления безвозмездны, выражены в денежном эквиваленте и социально ориентированы.

Как оформить и получить выплаты

Каждый вид материальной помощи имеет свои тонкости оформления, которые требуют отдельного рассмотрения.

Субсидирование

За оформлением финансовой выплаты требуется обращаться в органы социальной защиты. Они имеют широкие полномочия:

  • давать консультации;
  • проводить проверки документов;
  • регулировать вопросы выдачи сертификатов и так далее.

Льготникам, имеющим право на субсидию, перед подачей документов стоит получить последнюю информацию относительно оформления в ЦСЗН. Эта необходимость связана с регулярными изменениями и дополнениями к действующим нормативным актам.

В любом случае основной пакет бумаг будет таким:

  • удостоверение личности;
  • заявление;
  • справки, подтверждающие права на госпомощь.

В среднем документация рассматривается в течение 10 дней. В некоторых случаях ответственные лица запрашивают дополнительные бумаги. Неправомерный отказ заявитель всегда может обжаловать в судебном порядке.

Субвенцию

Заявка на получение субвенции имеет стандартную форму. Ее оформление проходит в несколько этапов:

  1. Заполнение представителем региональной власти.
  2. Указание всех прошлых расходов, запланированных на следующий расчетный период и обоснование своих финансовых претензий.
  3. Отправка в центральный орган власти.

После анализа приведенных фактов и одобрения заявки деньги выделяются на регион. Далее они распределяются в соответствии с необходимостью между муниципальными образованиями.

Каждый получатель обязуется предоставлять отчет об освоении средств каждые 3 месяца.

Дотации

Правила оформления дотаций указаны в БК РФ. Здесь же отражены:

  • порядок получения;
  • нюансы получения.

Основные получатели дотаций бюджеты:

  • второго уровня;
  • третьего уровня.

Также право на получение дотационной выплаты имеют:

  • льготные категории граждан;
  • крупные предприятия.

Среди бизнесменов максимально лояльно рассматриваются заявки от производителей сельскохозяйственной продукции.

Трансферт

С учетом того, что к межбюджетным трансфертам относятся все перечисленные виды материальной помощи, то нюансы их оформления нужно смотреть выше.

Нюансы, которые следует учитывать в 2020 году

При оформлении запросов на материальную поддержку стоит учитывать, что существуют некоторые категории льготников, к которым применяются особые условия.

Для жителей Крыма

С момента вхождения полуострова в состав РФ крымчане получили равные права с российскими гражданами. Поэтому льготные категории населения могут оформить те же субсидии и принять участие в тех же программах господдержки, что и представители других регионов страны.

По запросам на дотации и субвенции полуостров опережает многие другие регионы. Материальная помощь составляет более 60-70% от бюджета Крыма. В 2020 правительство планирует увеличить ее размер до 150 миллиардов рублей.

Также в рамках поддержки действует федеральный проект «Социально-экономическое развитие республики Крым и города Севастополя».

И если субвенции затрагивают разные регионы полуострова, то программа нацелена на его комплексное развитие.

Детям войны

Статус «Ребенок войны» официально не утвержден.

И несмотря на то что в законодательных актах он встречается, дети, рожденные в период с 1928 по 1945 годы, получают субсидии на основе других статусов:

  • ветераны войны или труда;
  • труженики тыла;
  • инвалиды войны и так далее.

Но существуют миллионы граждан, которые в эти категории не попадают. Поэтому они остались без помощи государства. Лишь некоторые регионы разработали программы, предусматривающие дотации для детей войны.

Если параллельно гражданин имеет право на другие субсидии и льготы, то они не отменяются, а суммируются и предоставляются одновременно.

Госпомощь – это важная часть внутренней политики страны. Поэтому с каждым годом перечень заявителей, имеющих возможность претендовать на нее, расширяется. Параллельно проходит индексация и увеличение размеров финансовой поддержки.

Источник: https://invalid.expert/dotacii-subsidii-subvencii/

Дотация – что это такое простыми словами

Дотации государства

В переводе с латыни термин “dotatio” означает дар или пожертвование. В экономике дотацией называют денежные средства, с установленной периодичностью предоставляемые предприятиям и гражданам бюджетной системой государства.

Целью предоставления дотаций является полное или частичное возмещение расходов или убытков, понесенных предприятиями или гражданами государства.

Наиболее дотируемыми отраслями экономики традиционно являются сельское хозяйство и наука – приоритетные направления экономики любого государства.

Гражданам из бюджета государства предоставляются пособия на детей, возмещаются коммунальные расходы, покрываются затраты на медикаменты и так далее – все это включается в перечень дотаций государства своим жителям.

Предприятиям и организациям государственными дотациями из бюджета компенсируется разница между доходами и затратами. Основополагающей целью финансовой помощи является снижение инфляции и сдерживание цен.

Термин “дотация” означает:

  • в законодательстве Российской Федерации – это финансовая помощь федерального бюджета региональному, либо регионального бюджета местному, либо местного бюджета социально-значимым отраслям и нуждающимся гражданам. Дотации предоставляются безвозмездно и без отчета об их использовании конечным их получателем.
  • в общеэкономическом смысле – это средства, выделяемые государственным, региональным или местным бюджетом, и направляемые на поддержку бездоходных сфер экономики, в которых валовая выручка ниже затрат предприятий на производство и реализацию конечного продукта или услуги.
  • также дотацией считаются пособия и выплаты гражданам, предусмотренные действующим законодательством или доплаты работникам, предусмотренные трудовыми взаимоотношениями с работодателем, например, компенсация услуг связи, транспортных расходов или затрат на питание и проживание.

Дотации предназначены для снижения или возмещения убытков, а также для нивелирования себестоимости.

Целью бюджетного дотирования предприятий и организаций является контроль розничных цен на определенные группы товаров путем оплаты из бюджетов всех уровней части стоимости этих товаров, что, в свою очередь, позволяет избежать дефолта получателей дотации.

При отсутствии данного вида государственной поддержки производителям пришлось бы повышать цены, то есть, оплачивать компенсируемую дотациями разницу пришлось бы конечному потребителю товара.

Институт дотационной поддержки экономики является дефицитообразующим фактором для бюджетов всех уровней, приводит к необходимости дополнительных денежных эмиссий и росту инфляции.

Наибольшее распространение институт дотаций получил в странах с экономикой под государственным управлением. В странах с рыночной экономикой, в условиях главенства безубыточности бизнеса, дотации максимально снижены.

Дотации для предприятий

Укрупненная модель дотаций для бизнеса выглядит следующим образом – федеральный бюджет выделяет средства региональному, далее, из регионального бюджета деньги поступают в местный бюджет, из которого дотация направляется конкретному предприятию в качестве доплаты к цене реализации произведенной продукции или оказанной услуги.

Дотация не является целевым финансированием, и, следовательно, может быть израсходована ее получателем на решение любых задач без отчета о расходах и без требований возврата полученных средств.

Основная цель дотацииудержать “на плаву” значимый для государства бизнес и не допустить роста розничных цен на какие-либо товары и услуги.

Бизнес, получающий от государства дотации, может осуществлять свою деятельность, несмотря на ее низкую рентабельность или даже убыточность.

К таким видам деятельности, как правило, относятся социально значимые отрасли – производство продуктов питания, медикаментов, сельское хозяйство, производство энергоносителей, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и наука.

Вид экономического устройства государства напрямую влияет на цели института дотаций.

В странах с государственным управлением экономикой – так называемых “закрытых” системах – институт дотаций распространен повсеместно и направлен на снижение темпов роста цен.

Плату за сдерживание цен государство берет на себя, тем самым увеличивая дефицит бюджета.

В странах с рыночной экономикой – в “открытых” системах – дотации ориентированы на стимуляцию внутреннего спроса и поддержку местных производителей, что приводит к повышению уровня жизни населения и сокращению безработицы.

Здесь государственная поддержка симулирует бизнес, заставляя улучшать социально-значимые отрасли без увеличения цен.

Дотации для населения

В любой стране существует законодательно определенный уровень доходов, зарабатывая или получая ниже которого, гражданину предоставляется право на помощь государства.

Как правило, дотации в таких случаях направляются из бюджета для частичного или полного возмещения расходов получателя на приобретение социально-значимых товаров, медикаментов, получение услуг жилищно-коммунального хозяйства и тому подобное.

Направляя дотационные выплаты конкретному гражданину государство существенно снижает расходование собственного бюджета, чем при направлении средств напрямую производителям дотационных товаров и услуг.

Дотации для населения, предоставляемые гражданам из средств бюджета государства, как правило, ориентированы на следующие цели:

  • субсидирование малоимущим слоям населения на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
  • корректировка действующих тарифов на медицинские, социальные, коммунальные услуги;
  • поддержка различных обществ и организаций ветеранов и людей с ограниченными физическими возможностями;
  • оплата перемещения отдельных категорий населения определенными видами транспорта.

Источник: https://finhelps.ru/dotatsiya-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Дотационные регионы в России и их рейтинг

Дотации государства

› Предпринимательство

Несмотря на то, что в Российской Федерации каждый регион является финансово самостоятельным, с точки зрения своего собственного бюджета, все же необходимо понимать, что через центральные государственные органы происходит определенное перераспределение заработанных средств.

Регионы, которые зарабатывают больше, чем им нужно для внутреннего расходования, являются донорами. Их еще называют бюджетообразующими.

Другие области, в которых не развита промышленность или не добывается достаточно большое количество полезных ископаемых, находятся на бюджетных дотациях.

О том, как обстоит ситуация в России в 2020 году, по отношению к дотационным регионом РФ, разберем подробно в данной статье.

Определение

Дотационными регионами принято называть те области (субъекты), которым перечисляют деньги из федерального бюджета. Причем, делается это на безвозмездной основе, то есть их не нужно возвращать назад в федеральный бюджет.

На сегодняшний день дотационных регионов в РФ гораздо больше чем тех, которые полностью обеспечивают себя сами. О том, какие это области, поговорим ниже и приведем рейтинг самых высокодотационных регионов, сведенный в список.

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государстваВ 2018 годуВ 2017 году
Дагестан59,06+6,65
Якутия43,95+7,32
Камчатка39,36+2,2
Алтай27,1+4,5
Чечня27,08+3,07
Ставрополь19,2+1,83
Бурятия18,3+0,39
Крым17,71-0,77
Башкортостан16,43+0,64
Тува15,73+1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Динамика

К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:

  • Уменьшением предприятий в самых разных отраслях.
  • Неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке.
  • Невостребованностью Российской продукции в других странах.

В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации.

Прогноз

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

  • Падение цен на нефть на международном рынке.
  • Отказ ряда стран Европы от покупки российской нефти.
  • Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире.
  • Отсутствие комплексной программы со стороны государства по принятию чрезвычайных и всеобъемлющих шагов по изменению ситуации с точки зрения развития самых разных отраслей промышленности.

Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.

Дотационные регионы в России и их рейтинг Ссылка на основную публикацию

Источник: https://rosinfostat.ru/dotatsionnye-regiony/

Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии

Дотации государства

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов – получателей, виды контроля за исполнением и иные.  

Дотации

 Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

 Дотации выделяются без установления направления их использования.

Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований.

Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств.

На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).  

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели.

Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ.

Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе.

Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов – социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций – достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты).

Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации.

Субъекты – получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются  больницам, образовательным учреждениям.

Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей.

Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков.

Субсидия – форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе.

Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий.

При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Круг субъектов – получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений.

Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям.

По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности).

Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г.

– субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г.

– выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам.

Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

— наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

— наличие квалифицированного кадрового потенциала;

— объем дополнительного софинансирования программы;

— наличие утвержденной социально ориентированной программы;

— удачное прохождение конкурсного отбора.

Выводы

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ.

Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов — доноров (их порядка 11).

Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения.

Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов  социальных программ.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/finansovoe-pravo/271-dotatsii-i-subsidii

Дотации — что это и кому положены

Дотации государства

Слово «дотация» образовано от латинского «dotatio». Оно переводится как пожертвование или дар. Это средства, которые безвозмездно передаются государством для поддержки организаций, фирм или граждан.

Государство в большинстве случаев осуществляет помощь из средств федерального бюджета. Дотационное финансирование осуществляется тогда, когда оно имеет важное значение для государства.

В частности, это относится к поддержке малообеспеченных слоёв населения.

1. Что такое дотация простыми словами

Принято считать, что обычно человек или фирма должны платить за себя сами. Однако оплата расходов в некоторых случаях перестаёт быть частным делом и приобретает важное общественное и государственное значение.

Например, если фирма продаёт газонокосилки и получает хорошую прибыль, это в первую очередь её заслуга. С другой стороны, если она разорится, то для общества ничего страшного не произойдёт.

Фирма, продающая хлеб гражданам поставлена в другие условия. Она не может повысить цены больше, чем это разрешено государством.

Для неё исключается возможность свободно вести бизнес с целью получения максимальной прибыли. Возможно, что её издержки таковы, что она торгует себе в убыток.

Если она и другие такие фирмы разорятся, то люди останутся без хлеба. Государство принимает меры, чтобы этого не могло произойти, выдавая дотации.

Такая помощь даёт возможность удерживать приемлемые цены на нужном уровне. Дотации получают предприятия, деятельность которых важна для общества.

Они выплачиваются для компенсации расходов в тех случаях, когда это имеет важное государственное или социальное значение.

Дотации, например, могут быть направлены на поддержку сельского хозяйства или науки. Эти отрасли неприбыльны, но исключительно важны.

Существует другой вид дотаций. Они могут выплачиваться малообеспеченным гражданам. В качестве примера можно указать на такие доплаты:

  • Для компенсации затрат на коммунальные услуги;
  • Предоставление средств ветеранским организациям;
  • Компенсация оплаты проезда в отдельных случаях.

Дотациями также называются суммы, которые перечисляются подчинённым бюджетам при наличии у них убытков. Без этих поступлений они не смогут обеспечить выполнение своих обязанностей.

2. Особенности дотационных выплат

Хотя на практике применяется много видов дотаций, у них имеются общие особенности:

  1. Целью предоставления является компенсация затрат или убытков.
  2. Причина выделения денег в том, чтобы поддержать получателя в вопросах, которые важны для государства.
  3. Получаемые суммы не являются целевыми. За них не нужно отчитываться.
  4. Эти средства выдаются безвозмездно — их не нужно возвращать впоследствии.

Доказав право на получение средств, получатель может тратить деньги по своему усмотрению. Важно отметить, что предоставление дотаций может сопровождаться теми или иными требованиями к получателям.

Иногда это может включать меры по повышению доходности или требования к качеству продукции.

Дотации, компенсирующие убытки, которые связаны с наличием причин объективного характера помогают развивать государство и экономику.

Однако если убытки связаны с неграмотным руководством, непрофессиональным выполнением обязанностей, то возникает необходимость в принятии мер, которые исправят ситуацию.

3. Для производителей

Существуют несколько различных видов бюджетных выплат: дотации, субвенции, субсидии и другие. Отличительной особенностью рассматриваемого вида выплат является нецелевой характер. Обычно дотации выполняются по такой схеме:

  1. Из федерального бюджета деньги перечисляются в региональный.
  2. Далее средства передаются в местный бюджет.
  3. Затем дотация направляется определённому предприятию.

Государство решает, деятельность каких предприятий и организаций для него имеет особое значение. Обычно речь идёт об отраслях, необходимых для развития страны и имеющих важное социальное значение. Для того, чтобы они могли оплачивать расходы и продолжать свою деятельность, государство безвозмездно передаёт нужные суммы.

Оно в первую очередь поддерживает фирмы, которые производят продукцию, входящую в потребительский минимум. Если на их товары будут повышены цены, это резко понизит уровень жизни большинства граждан и сможет привести к социальному напряжению.

Примером таких фирм являются производители хлебобулочных изделий. Отказываясь от повышения цен, эти предприятия существенно уменьшают свои доходы. При этом у них есть значительные расходы, которые необходимо оплачивать. В них входят выплата зарплаты, покупка сырья, ремонт техники, административные и другие выплаты.

Если не будет получена финансовая помощь, то фирмы вынуждены будет прекратить свою деятельность и население не сможет покупать хлеб. Чтобы этого не случилось, из бюджета им поступают дотации, позволяющие не только оплачивать затраты, но и приносящие небольшую прибыль, которая может быть потрачена на развитие производства.

Аналогичная ситуация существует при производстве других жизненно необходимых товаров. Дотации выплачиваются также в тех отраслях, которые жизненно важны для общества и развития экономики. К ним, в частности, относятся научные учреждения, учебные заведения, культурные учреждения. В их число включаются детские сады, школы, больницы.

Иногда дотации предназначены для того, чтобы поддержать конкурентоспособность целых отраслей по отношению к иностранным производителям. Обычно для этого принимаются комплексные меры, куда кроме дотаций включаются налоговые льготы, изменения таможенных ставок и другие.

4. Межбюджетный выравнивающий трансферт

Субъекты Российской Федерации в своих бюджетах имеют доходную и расходную часть. Если первая больше второй, они могут финансировать свою деятельность самостоятельно. Однако такое возможно не всегда. Иногда расходная часть существенно превышает доходную.

Это зависит от особенностей конкретного региона. В некоторых из них, например, имеется развитая промышленность, в других экономика построена в основном на деятельности сельскохозяйственных предприятий. Понятно, что бюджеты в этих регионах будут выглядеть по-разному.

Если расходная часть превышает доходную, то это значит, что в регионе кто-то недополучит бюджетное финансирование. Чтобы этого не произошло государство выплачивает выравнивающую дотацию. Она предназначена для того, чтобы этот субъект РФ, мог полноценно выполнять свои задачи. Такие дотации выравнивают прибыльность бюджетов регионов.

Надо отметить, что хотя дотации предоставляются в соответствии с возникшей необходимостью, тем не менее те субъекты, которые регулярно получают значительные дотации, находятся под особым контролем руководства страны. Их могут обязать принять определённые меры для сокращения расходной и увеличения доходной части регионального бюджета.

5. Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов

Необходимость в финансировании может возникнуть при изменении соотношения расходов и доходов региональных бюджетов.

Половина средств, необходимых для дотаций из федерального бюджета распределяется при помощи закона о бюджете на очередной год.

Оставшаяся часть направляется по решению специальной комиссии, в которую входят депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федераций и члены Правительства.

Таким образом, государство финансирует не только подчинённые бюджеты, но и президентские программы, а также выполнение задач, имеющих важное для страны значение.

6. Дотации гражданам

Граждане имеют различные уровни доходов. Малообеспеченные не имеют возможности оплачивать свои расходы полностью. Государство заботится о таких гражданах, предоставляя им необходимую помощь. Она рассчитана на определённые категории граждан. Для того, чтобы её получить, люди должны подтвердить документально, что они соответствуют необходимым требованиям.

Помощь гражданам может предоставляться не только из бюджета, но и выплачиваться работодателем. Он может это делать, например, для поддержки сотрудников в следующих вопросах:

  1. Компенсация проезда к месту работы и обратно.
  2. Доплаты, предназначенные для помощи в приобретении продуктов питания.
  3. Помощь в содержании детей, не достигших совершеннолетия.

Помощь может предоставляться ВУЗами для тех студентов, которые учатся за счёт бюджета. Ей обычно могут пользоваться инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей. Для получения средств они должны ежегодно предоставлять подтверждающие документы. Получение дотаций может происходить на протяжении всего срока обучения.

Хотя большинство дотаций гражданам выдаётся в заявительном порядке, тем не менее есть такие, которые получают в автоматическом режиме. Примером является доплата к пенсии, связанная с прожиточным минимумом. Как известно, существует прожиточный минимум, который определяется не только для всей страны, но и для отдельного региона. Они могут отличаться между собой.

Если доход неработающего пенсионера меньше общегосударственного прожиточного минимума, то ему делают доплату до этого уровня. Если региональный больше федерального, то разница оплачивается из соответствующего бюджета. Обе упомянутых дотации не требуют писать заявления и подавать документы для рассмотрения.

7. Как можно получить помощь

Для получения помощи гражданами, прежде всего необходимо уточнить информацию о доступных видах. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Обратившись в государственное учреждение, которое занимается решением социальных вопросов.
  2. Посетив сайт этого учреждения.
  3. Воспользовавшись сайтом Госуслуг.
  4. Обратившись в Многофункциональный Центр.

Здесь можно узнать не только о видах доступной помощи, но и об условиях её получения, требуемых документах. Обычно помощь адресуется малообеспеченным людям. Для получения нужно подтвердить свой статус. В большинстве случаев могут потребоваться следующие документы:

  1. Заявление, в котором выражается просьба о получении выплат.
  2. Для удостоверения личности нужен паспорт.
  3. Если обращение исходит от иностранного гражданина, он должен подтвердить легальность своего пребывания на территории РФ.
  4. Указывается, какая недвижимость принадлежит заявителю.
  5. Справка, подтверждающая уровень доходов. Обычно нужна за последние три или шесть месяцев.
  6. Документы, подтверждающие состав семьи, родственные отношения.
  7. Справка о том, кто постоянно проживает вместе с человеком.
  8. Иногда требуется предъявить оплаченные квитанции ЖКХ за последнее время.

Дотации выдаются на определённый срок. В большинстве случаев он составляет шесть месяцев. Когда он истечёт, будет нужно вновь документально подтвердить своё право на получение выплат.

Перед обращением за получением помощи необходимо уточнить условия получения и состав необходимых документов для обращения за ней.

Заключение

Дотации — это выплаты из бюджета, которые направлены на решение важных общегосударственных задач, в том числе социальной поддержки населения.

В большинстве случаев финансирование осуществляется на федеральном уровне, хотя иногда может осуществляться из региональных или местных бюджетов. Предприятие также имеет возможность таким образом поддерживать своих работников.

При этом выплаты могут быть регламентированы законодательством, обусловлены коллективным договором или трудовыми контрактами.

Источник: https://vsdelke.ru/raznoe/dotaciya.html

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: